Региональный трек
Всероссийского конкурса
научно-технологических проектов
«Большие вызовы» 2020-2021 в Тюменской области
О конкурсе
«Большие вызовы» - масштабное мероприятие для старшеклассников,
готовых принять участие в решении актуальных научно-исследовательских, инженерно-конструкторских и инновационных задач.
Участники
Цель конкурса
Победители
выявление и развитие у школьников творческих способностей, интереса к проектной, научной (научно-исследовательской), инженерно-технической, изобретательской и творческой деятельности, популяризация научных знаний и достижений.
обучающиеся 7-11 классов организаций общего и дополнительного образования; студенты 1-2 курсов учреждений среднего профессионального образования
будут рекомендованы к участию в программе «Большие вызовы» ОЦ «Сириус», внесены в региональную базу данных талантливых детей и молодежи Тюменской области, а также награждены иными ценными призами.
Принять участие
Положение конкурса
Направления
/
Агропромышленные
и биотехнологии
Сельское хозяйство – это ключевая отрасль мировой экономики, которая обеспечивает население едой. Россия богата землями, а это значит, что мы легко можем обеспечить себя продовольствием. Однако и проблем в сельском хозяйстве достаточно. С помощью новейших технологий исследователи находят ответы на множество насущных вопросов.
Отвечая на вызовы, мы возлагаем большие надежды на новые технологии, в том числе для изучения процессов на клеточном молекулярном уровне, беспилотный транспорт. Последние позволяют обрабатывать поля и собирать урожай автоматически, поливать растения выверенным количеством воды в зависимости от температуры, влажности и стадии роста растений, вносить оптимальное количество удобрений. Беспилотные летательные аппараты смогут удобрять почву
и следить за полями. Умные информационные системы подскаж, какие культуры выгоднее выращивать данном климате и почвах, а также подберут идеальное время посева и сбора урожая.
Продукция сельского хозяйства, прошедшая длинный путь промышленной обработки, попадает к нам на стол. Качество этой пищи – ключевой вопрос продовольственной безопасности. Поэтому необходимы простые диагностические системы и тесты, которые позволят быстро оценить качество продуктов питания. И это еще одно огромное поле для исследований и творчества. Например, участники конкурса могут исследовать параметры роста растений (скорость прохождения стадий, прирост массы, увеличение размера) и факторы, влияющие на него, а после предложить и в эксперименте опробовать условия, при которых томаты и огурцы максимально быстро растут и плодоносят дома, в помещении.
/
Генетика, персонализированная и прогностическая медицина
Каждый из нас уникален. Эту уникальность в человека закладывает в том числе его геном, который во многом определяет предрасположенность к тем или иным болезням, образу жизни и питания, возможным физическим нагрузкам. Вот почему усредненное лечение часто не дает желаемого результата – мы слишком индивидуальны и каждому требуется персональный подход. По мнению специалистов, будущее медицины в персонализации, когда каждому пациенту будет предложено наиболее подходящее лекарство в оптимальной для него дозе, а в перспективе создают индивидуальный препарат, редактируют геном, выращивают новые не отторгаемые органы из клеток пациента на замену вышедшим из строя.
На этом пути исследователям в области геномики и молекулярной биологии, специалистам в области тканевой и биоинженерии еще предстоит сделать очень многое. Человеческий организм – сложнейшая система, в которой огромное количество процессов действуют согласовано. В этой системе все ее части и элементы, включая мельчайшие клеточные органеллы, связаны друг с другом. У нас пока нет полного представления, как функционирует эта система. Поэтому исследования тонких процессов на клеточном уровне сегодня крайне актуальны.
Не менее важны и прикладные аспекты проблемы – устройства для ранней диагностики заболеваний и мониторинга биометрических параметров.
Участникам конкурса по этому направлению предлагается исследовать биологическую активность организма. Примером школьного проекта может быть исследование концентрации в слюне различных ферментов, соотнесение результатов эксперимента с физиологическими данными участников эксперимента, полученными в ходе анкетирования участников, и интерпретация полученных данных.
/
Освоение Арктики
и Мирового океана
Мировой океан – это непрерывная водная оболочка, которая составляет 94% от всей воды на поверхности нашей планеты. Остальные 6% - это воды суши, но и они связаны с Мировым океаном через круговорот молекул.
Мировой океан занимает 71% поверхности Земли. Конечно, от состояния этой огромной территории зависит благополучие всей планеты. На всех этапах развития человеческой цивилизации Мировой океан был одним из важнейших источников поддержания жизни на Земле. Хорошо известен его вклад в стабилизацию климата, круговорот веществ, обеспечение кислородом, поддержание биоразнообразия.
В обозримом будущем Мировой океан может стать основным источником ресурсов, включая энергетические, а также средой постоянного обитания части человечества.
Основной путь решения проблемы использования Мирового Океана – рациональное природопользование, сбалансированный, комплексный подход к его богатствам, основанный на объединении усилий всего мирового сообщества. Спектр вызовов, для обеспечения такого подхода, обширен: безопасное судоходство, включающая цифровую навигацию (E-navigation) и связь; инновационное судостроение; освоение подводных ресурсов: картирование рельефа морского дна для упрощения морской геологоразведки, разработка подводной робототехники, подводная связь; экологический мониторинг поверхности Мирового океана; аквакультура, эффективное рыбоводство и рыболовство.
По этим разделам школьникам предложены проекты, в результате выполнения которых, будут найдены новые решения актуальных проблем освоения Мирового океана.
У беспилотных летательных аппаратов – большое будущее, поскольку их ждет работа в области связи, транспорта, сельского хозяйства, картографии и мониторинга разного рода. Эти несложные устройства могут сильно облегчить человеческий труд. А для России с ее огромными территориями и местами неразвитой инфраструктурой они и вовсе станут палочкой-выручалочкой.
Создание беспилотников для разных целей требует ярких идей и конструкторских решений, использования новых устройств связи, энергетических и автоматизированных систем, новых материалов и алгоритмов управления как отдельными аппаратами, так и их роями, группами. Школьникам вполне по силам спроектировать и построить беспилотники для автоматического мониторинга местности, создания 3D-карт, точного земледелия, доставки небольших грузов, обеспечения связи на удаленных территориях и многого другого. Однако можно не только создавать, но и изобретательно приспосабливать существующие промышленные беспилотники к решению конкретных задач.
Один из примеров проекта, который школьники могут создать в рамках конкурса, – разработка системы отслеживания беспилотных аппаратов в реальном времени. Такая система будет включать в себя передатчик, устанавливаемый на коптер, приемную станцию, программное обеспечение с картой, на которой отображается путь, проделанный беспилотным аппаратом. Польза от такой разработки очевидна: беспилотные устройства подлежат обязательной сертификации, а значит, необходима система автоматизированного учета существующих аппаратов. Мы должны видеть их в любой момент времени. Так почему бы не создать такую систему?
Беспилотный транспорт и логистические системы
/
/
Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение
Мы вступили в эпоху больших данных (BigData). Камеры видеонаблюдения, информация о перелетах и переездах людей, истории болезней, транзакции, сотовая связь, покупки в магазинах – все это и многое другое формирует базы данных, которые постоянно пополняются и стремительно разрастаются. Все эти данные – большая ценность, ресурс для анализа и прогнозов, пища для алгоритмов машинного обучения. Сегодня без них уже невозможно построить систему с по-настоящему высокой точностью.
BigData-исследования находятся на стыке наиболее востребованных направлений, это, можно сказать, сердце междисциплинарных исследований. Здесь и искусственный интеллект, и машинное обучение, и нейронные сети на службе медицины, биологии, экономики, социологии, логистики, физики, генетики, финансов; а также сложные семантические алгоритмы для поиска информации в интернете и нестандартные подходы к обеспечению безопасности программно-аппаратной инфраструктуры.
Технологии обработки больших данных и машинного обучения успешно трудятся в области поиска информации, прогноза погоды и игры в Го, они предсказывают спрос на товары, помогают распознавать изображения и звуки. Использование современных методов машинного обучения на действительно больших объемах данных позволяет конструировать системы с обширными возможностями.
Один из примеров системы, которую можно сделать в рамках конкурса, – создать алгоритм, рекомендующий фильмы, музыку и литературу конкретному пользователю, на основе оценок, которые поставили другие пользователи этого сервиса. Алгоритм сравнивает их и делает предсказание, какую оценку фильму поставил бы этот пользователь, если бы его посмотрел. Алгоритм может использовать информацию с популярных сайтов, таких как Кинопоиск, IMDB, litres или Википедия.
/
Когнитивные
исследования
Когнитивная наука – междисциплинарное научное направление, объединяющее усилия исследователей из таких областей как нейрофизиология, психология, лингвистика, социология, философия, теория искусственного интеллекта и других.
Многогранность когнитивной науки объясняется сложностью объектов её исследований – человека, его мозга и процессов, которые в нём происходят. Для изучения этих непростых объектов в современной когнитивной науке применяются психофизиологические и психометрические методы.
Исследователей-когнитивистов интересуют такие процессы как восприятие, внимание, память, речь, обучение и другие. К наиболее актуальным задачам когнитивной науки относятся изучение когнитивных способностей человека в разном возрасте и в разных условиях, возможности по развитию и тренировке когнитивных способностей, создание интерфейсов мозг-компьютер и так далее.
В рамках конкурса школьники могут принять участие, например, в разработке надёжных тестов для измерения когнитивных способностей или анализе психоэмоциональных состояний человека при решении различных задач.
/
Современная
энергетика
Если без чего и не может существовать наша цивилизация, так это без энергии. Растущее население Земли и растущее производство, «оцифровывание» человечества требуют все больше и больше энергии.
Но, с другой стороны, современная энергетика должна быть экономичной, доступной в любом уголке планеты и безопасной для окружающей среды.
Школьникам предстоит исследовать возобновляемые источники энергии, создавать прототипы генераторов, работать с новыми материалами, конструировать новые накопители энергии, программировать системы управления энергетическими сетями с учетом оптимального расхода электричества. Словом, огромное поле для творчества.
Один из примеров проекта в рамках конкурса – исследование возобновляемого энергетического потенциала региона. Солнечные и ветровые генераторы электричества стоят дорого, поэтому прежде, чем их устанавливать на удаленных территориях, необходимо провести исследование, чтобы оценить их будущую эффективность – стоит ли овчинка выделки.
Для этого школьники могут разработать методику измерения и соответствующую экспериментальную установку. Такой прибор можно было бы установить на некоторое время в месте, где планируется разместить солнечную батарею или ветряк, и проанализировать собранную информацию о силе ветра, солнечной активности и прочем.
/
Нейротехнологии и природоподобные технологии
В последние годы ученые все чаще обращаются за вдохновением к природе. Их мотивы понятны: природа отлаживала жизненно важные процессы в течение десятков тысяч лет. Можно у нее поучиться, чтобы сделать нашу жизнь комфортнее и безопаснее.
Биомиметика – это наука о структуре и функциях биологических систем как моделях для разработки и создания материалов и механизмов. Сейчас, с развитием нанотехнологий, она получила мощный импульс. Появились бионические роботы - механизмы, созданные на основе идей, подсмотренных в природе, либо внешне напоминающие живых существ (зооморфы).
Нейроинтерфейс, в широком смысле слова, это система, осуществляющая взаимодействие между мозгом человека и машиной, что позволяет производить обмен информацией. В современном мире используются однонаправленные нейроинтерфейсы, когда человек посылает сигналы и команды для компьютера. А вот, двунаправленные интерфейсы, позволяющие осуществлять обоюдное взаимодействие - пока дело будущего, хоть и ближайшего.
Один из примеров проекта, который школьники могут вести в рамках конкурса, - создание устройства для отслеживания психофизического состояния человека по движению его зрачков. Для такого устройства понадобятся: камера, разработка корпуса и метода обработки информации. Областью применения установки могут стать профессии с высоким уровнем психофизического напряжения, исследовательские центры, медицинская диагностика.
/
Новые
материалы
Конец XX и начало XXI века принесли массу открытий в материаловедении. Это и широкое распространение различных полимеров, и открытие таких наноматериалов, как углеродные нанотрубки, открытие свойств перовскита, превращающего его в одно из перспективных соединений для аккумуляции солнечной энергии.
Стремительное развитие промышленных технологий и углубление в материалы на атомарном уровне обеспечили новые возможности и поставили новые вызовы.
Сегодня материаловедение - это наука, которая охватывает все сферы нашей жизнедеятельности от бытового уровня до высокотехнологического производства биосовместимых материалов для протезов, полупроводников для электроники, покрытий, повышающих коррозионную и износостойкость материалов и механизмов.
В рамках проектов школьникам предлагается разработать новые направления использования материалов в различных отраслях промышленности, а также при создании элементов декора. При этом широкое применение могут найти отходы предприятий горно-металлургического, химического и других производств, что дополнительно позволит снизить ущерб, наносимый окружающей природной среде в промышленно развитых районах.
Одной из актуальных производственных задач является разработка новых методов и технологий для повторного использования промышленных отходов, создание технологий переработки вторичных материалов, в частности, с использование методов биотехнологии, применение которых позволяет получать материалы в нанодисперсном состоянии.
/
Умный город
и безопасность
Развитие информационных технологий и электроники позволило оснастить городскую и производственную инфраструктуру большим количеством датчиков для сбора данных и прогнозирования нагрузок на системы обслуживания.
Это сделало возможным оптимизировать потоки городского транспорта, системы электро- и водоснабжения, электронику, просчитывать поминутную аренду автомобилей (каршеринг) и велосипедов, осуществлять мониторинг качества производимых продуктов и материалов. Такого рода системы внедряются на крупных заводах, где недорогие датчики совместно с системами анализа данных позволяют улучшать эффективность производства, а также выходят на рынок частных домохозяйств, где позволяют гибко управлять освещением, энергопотреблением и иными бытовыми процессами.
В рамках конкурса школьники могут создать систему управления умным домом, которая при помощи сервоприводов открывает и закрывает окна в зависимости от температуры воздуха в квартире и на улице, содержания углекислого газа и кислорода в доме.
Беспилотный транспорт и логистические системы
ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ
И МИРОВОГО ОКЕАНА
Генетика, персонализированная
и прогностическая медицина
агропромышленные
и биотехнологи
Когнитивные
исследования
Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение
Этапы конкурса
1-й этап отборочный
2-й этап финальный
23.10.2020 - 28.02.2021
02.03.2021 - 27.03.2021
1 шаг (до 28 февраля 2021 года).
Подай заявку в системе «Сириус.Онлайн»: укажи тип проекта (прикладной или научно-исследовательский), направление, форму участия (индивидуально или в составе команды до 3 человек), название проекта и напиши аннотацию – краткое содержание твоего проекта (не более 3000 знаков)
2 шаг (до 28 февраля 2021 года).
1 вариант: начинай работу над созданием своего проекта. Принимай участие в образовательных мероприятиях регионального центра, которые помогут тебе разобраться в проектной деятельности и получить консультации от экспертов по направлениям. Далее переходи к варианту 2.
2 вариант: если у тебя уже готов проект, то загружай в заявку в системе «Сириус.Онлайн» (см. шаг 1) его текстовую часть и презентацию (требования к оформлению работы).
3 шаг (2 марта 2021 года).
Смотри результаты отборочного этапа в официальной группе «Новое поколение» и на сайте регионального конкурса. Проектные работы оцениваются по единым критериям.
1 шаг (до 26 марта 2021 года).
Получи консультацию от эксперта по своему направлению, чтобы доработать свой проект. Внеси изменения в текстовую часть и презентацию в заявку в системе «Сириус.Онлайн» (требования к оформлению работы).
2 шаг (27 марта 2021 года).
Защити свой проект перед членами жюри конкурса (продолжительность – 7 минут, ответы на вопросы – 3 минуты).
3 шаг (1 апреля 2021 года).
Смотри результаты финального этапа в официальной группе «Новое поколение» и на сайте регионального конкурса. Проектные работы оцениваются по единым критериям.
Регистрация
Прими вызов!
Для участия в конкурсе необходимо пройти регистрацию
с 23 октября 2020 г. по 28 февраля 2021 г.
Зарегистрироваться
Призы
Бонусные баллы программы лояльности "RealTalk"
Обменивай бонусы на крутые вознаграждения
от ТюмГУ и партнеров проекта!
Победители регионального конкурса будут рекомендованы к участию в программе «Большие вызовы» ОЦ «Сириус»
Победители будут внесены в региональную базу данных талантливых детей и молодежи Тюменской области
«Новое поколение» -
единая платформа твоих возможностей!
Контакты
Организатор: Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей Тюменской области "Новое поколение"
Менеджер конкурса: Мастерских Ирина Юрьевна
8 995 092-66-59 | 8 3452 59-74-00 (доб. 17 177)
г. Тюмень, ул. Ленина, 25, кабинет 210
Напиши нам
© 2020-2021. Все права защищены.